ДОБРО  ПОЖАЛОВАТЬ!

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [28]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения

Доклад на тему:

Основные направления  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России       в ФГОС второго поколения

/Зачитан на педсовете 09.04.15г/

Подготовила учитель биологии Шебзухова И.Х.

Основные направления  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России       в ФГОС второго поколения

   В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.

    Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

  В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

  В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

  В 2007 и 2008 г г. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

 Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

 Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

  Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

  Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.

 

В настоящее время в Российской Федерации идет становление новой системы образования и воспитания, сравнимой с мировой педагогической практикой, рассчитанной на вхождение в мировое образовательное пространство. Изменения, возникающие в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, значительны, принципиальны, новы и концептуально обоснованы. что, в свою очередь, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы и отношения, иной педагогический менталитет.

Особенностями современного воспитательного процесса являются постановка личности в центр воспитательной системы

Чем же отличается стандарт первого  поколения от стандарта второго поколения ? Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании. 
Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Стандарты второго поколения определяют результаты воспитания: которые направлены на формирование общечеловеческих ценностей, новый качественный уровень его организации, четкая структурированность, системность и технологичность его компонентов.

Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.

Стандарты второго поколения – это возможность реализовывать его только во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии, что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества. 
И наконец, стандарты 2004 года не учитывали желания и предпочтения населения к получению общего образования, а новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков. Хотелось бы обратить внимание на то, что центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.

Школьные стандарты ставят новые стандарты перед семьёй. Что касается участия семьи в формировании требований, то этот вопрос стал очень серьезным. Задача школы - построить свою работу и работу семьи таким образом, чтобы достичь максимального результата для ребенка.

 

 В основе Стандарта положена Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России

Концепция определяет:

  1. Характер современного национального воспитательного идеала;
  2. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  3. Систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  4. Основные социально-педагогические условия  и принципы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.

 Общеобразовательные учреждения должны воспитывать  высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа. 

Базовыми национальными ценностями российского общества 
(из Концепции) являются:

Патриотизм 

любовь к России 
к своему народу 
к своей малой родине
служение Отечеству

Социальная солидарность 

свобода личная и национальная
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
справедливость, милосердие, честь, достоинство

Гражданственность 

служение Отечеству
правовое государство
гражданское общество
закон и правопорядок
поликультурный мир
свобода совести и вероисповедания

Семья


любовь и верность 
здоровье
достаток
почитание родителей
забота о старших и младших     

забота о продолжении семьи


Здоровье 


духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье
физическое здоровье человека
здоровый образ жизни

Труд и творчество


любовь к труду
творчество и созидание
целеустремленность и настойчивость

 

Наука 


ценность знания
стремление к истине

научная картина мира

Традиционные религии России 


представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога 

Искусство и литература 


красота 
гармония
духовный мир человека
нравственный выбор
смысл жизни
эстетическое развитие
этическое развитие

Природа 


эволюция
родная земля
заповедная природа
планета Земля
экологическое сознание

Человечество

мир во всем мире
многообразие культур и народов
международное сотрудничество
Важнейшие из этих ценностей – справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации
 

  На воспитание, обучение и развитие идеального человека должны быть направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. 

Содержательным фундаментом любой личности являются её идеалы и ценности.

 Мы должны ответить на вопрос: «Что мы хотим вырастить в детях?»

  1.  Хотим передать им объективные ценности в виде знания?
  2.  Или хотим, чтобы знания прошли сложный путь переработки и превратились в ценностные ориентации?

Вопрос конечно риторический. Мы хотим второго. Но мы должны дать себе отчет насколько разная работа стоит за первой задачей и другая работа по сложности стоит за решением второй задачи по формированию ценностей. И поэтому я вижу свою задачу как учителя предметника, как классного руководителя в создании условий для формирования ценностей.

Как ценности попадают внутрь ребенка?

   Первый путь – усвоение «типического» опыта. Некоторые представления, модели поведения, существующие в культуре, перекочевывают в индивидуальный багаж человека с незначительными модификациями. Например, правила этикета, нормы уважительного обращения, нравственные заповеди. Для человека их существование в его личном опыте исчерпывается коротким и емким: «Так надо».

Второй путь – накопление собственного опыта,  что приводит к формированию личных, несколько отличающихся от общепринятых моделей поведения и оценки социальных явлений. Конечно, в большинстве случаев мы, что называется, «изобретаем велосипеды». Все то, что с великими переживаниями, сомнениями и терзаниями мы приобретаем самостоятельно, уже давно где-то кем-то сказано, прожито и обличено в форму общекультурного значения.

Психологи выделяют этапы и стадии морального развития ребенка по спирали , дошкольник-младший школьник-младший подросток - старший подросток-старшеклассник. И поэтому формирование ценностных ориентаций растягивается во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом. Живет чужим умом, сверхнормативен. А в другие периоды идет бурный процесс переработки, осмысления опыта, когда главным делом жизни становится жить не как все, быть непохожим на других. В конечном итоге, сложная спираль социально-психологического развития должна привести к социальной зрелости личности – состоянию гармонии типического и индивидуального в человеке.

И на каждом этапе я для себя  выделила некоторые принципиально важные задачи в работе с детьми. И я понимаю, от эффективности их решения зачастую зависит, пойдет ли дальнейшее развитие естественным и продуктивным руслом.

  • Возможности участия педагога в ценностном развитии ученика.

Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Это тот механизм ценностного влияния, которым мы пользуемся больше всего. Учитель уже самим фактом своего существования является авторитетом для ребенка Учитель объект имитации, такая своеобразная модель для ребенка. Но нельзя быть немного моделью. Через свои поступки, свое отношение к труду вы транслируете учащимся те ценности, которые хотите им передать.

«Ценность школы равняется ценности учителя» А. Дистервег. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы  не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример  нравственного и гражданского личностного поведения.

В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя.

 

  • Механизм совместного погружения в ценностную среду.

 Совместная жизнедеятельность в ценностно-насыщенной среде. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Это походы и совместные экскурсии, где происходит погружение в ценностную среду, это мощный механизм ценностного влияния. В этом случае происходит соединение образа жизни и тех ценностей которые мы транслируем ребенку и ребенок начинает жить по этим ценностям достаточно естественным путем.

Специальное конструирование образовательных ценностных ситуаций. Это путь который открыт и для классного руководителя и для учителя предметника. Я как  классный руководитель и предметник очень люблю организовывать экскурсии различного характера: это экскурсия в парк, в музей, на благотворительную елку, Баксанскую ГЭС.

 

  • Путь создания специальных ситуаций.

Когда педагог создает некую ситуацию, которая спровоцирует на ценностное размышление. Для организации «встречи» детей с ценностным миром – своим и других людей, развития ценностных представлений педагог может использовать различные образовательные технологии, создавать специальные ситуации «концентрированного» проживания таких ситуаций.

Встреча с ветераном ВОВ Токаревой М.М.

  • Обнаружение и открытие детям ценностей, стоящих за учебным знанием. 

Путь педагога предметника. Предмет биология, где каждый урок насыщен ценностным содержанием. Это помогает ученикам увидеть ценностную сторону знания, формирует ценностный взгляд на явления.

  •  Обретение и потеря  ценности.

Вся история человеческих открытий, это постоянное обретение и потеря определенных ценностей. Интернет новое абсолютное явление, за которым стоит новая эпоха, новый формат сознания, новые ценности и потеря определенных ценностей.

Немало копий сломано в дискуссиях о том, можно ли технологизировать процесс работы педагога с ценностями своих учеников. Если в прямом смысле понимать слово «технология», то, конечно, нет. Нельзя запрограммировать ценностный результат. Если же говорить об осознанном методическом оформлении работы с ценностями – то, несомненно, да.  Как можно решить задачи с развитием ценностей? Чтобы  ценность перерастала в ценностную ориентацию. На этот счет существуют методы работы с ценностным содержанием: 

  • Технология критического мышления , технология  включающая в себя субъектно-деятельностный подход, проблемно-поисковый подход.
  • Групповая дискуссия
  • Этические дилеммы
  • Ролевая игра

 

Любое качество личности – результат либо довольно продолжительной личной эволюции, либо последовательного целенаправленного формирования извне . Большинство ценностных ориентаций личности  – продолжительный путь осмысления, приложения к себе, сознательного выбора и усилия. Долог путь от слов педагога «будь внимательнее к людям» до того особого отношения, которое мы называем уважением, ценностным отношением к личности другого человека. Педагогическая задача – организовать движение от внешнего к внутреннему, запустить процесс формирования и провести его через ряд этапов с тем, чтобы в определенный момент либо удовлетворенно отереть пот со лба, либо сказать «Я сделал все, что мог».

ФГОС и системно - деятельностный подход,  действительно, открывают новые возможности в деле воспитания нового поколения:  с гражданской позицией, качествами патриота и порядочного человека-труженника. Учителю в партнерстве с родителями остается эти возможности не упустить и реализовать требования ФГОС к воспитательной работе в условиях модернизации российского образования.     

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: zuleta-afashagova (29.07.2016)
Просмотров: 3185 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск


Полезные ссылки


  • видеоролик о защите ПД
  • видеоролик "Вместе против коррупции

  • https://kbr.pfdo.ru/app

  • https://fadm.gov.ru


  • Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Дата последнего обновления 19.04.2023г.